Профессиональная адаптация молодых педагогов
Альметьевского муниципального района
Обоснование актуальности программы
Современному молодому учителю в своей практической деятельности все чаще приходиться принимать самостоятельные решения, механизм которых совершенно иной, чем у предыдущих поколений. С целью мотивации молодых педагогов к работе в школе ежегодно проводиться анкетирование, где включены исследовательские профессиональные вопросы и предложения молодых педагогов. Таким образом, выявляется спектр проблем и потребностей учителей, такие как:
- Адаптация молодых педагогов в образовательном учреждении
- Незнание или недостаточное грамотное использование нормативно – правовых документов;
- Получение знаний в области возрастной психологии;
- Трудности в тематическом и поурочном планировании;
- Затруднения в самоанализе и анализе урока;
- Неумение проводить диагностику обучаемости и обученности учащихся;
- Неправильное заполнение государственной и школьной документации;
- Жилищно – бытовые условия - основная причина не закрепляемости учителей в образовательных учреждениях.
Молодые педагоги могут совершенствоваться через методические предметные объединения, но для этого необходимо комплекс условий эффективной деятельности этих объединений. Речь идет, в частности, об условиях и ресурсах:
- кадровых (не воспитаны, не подготовлены грамотные субъекты организации профессиональных объединений);
- финансовых и материальных (не хватает необходимых для работы технических средств - компьютеров, видеотехники, множительной техники, диктофонов, а порой и более элементарных вещей, что в свою очередь «упирается» в недостаточное выделение средств);
- концептуальных и программно-методических (не выработаны или не изучены плодотворные идеи и общие подходы, не разработаны современное, научно обоснованное содержание и технология деятельности профессиональных объединений, методы, средства, формы, инструментарий);
- информационных (нет информации о массовом и передовом опыте работы профессиональных объединений, люди «варятся в собственном соку», вынуждены открывать уже открытое);
- пространственно-временных (не выделяются необходимые для работы объединений помещения и удобное время);
- нормативно-правовых (отсутствуют или носят чисто формальный характер положения о профессиональных объединениях, нет опоры на действующие нормы в сфере инновационной, исследовательской, экспериментальной работы, разработки и экспертизы документов и т.д.);
- мотивационных (не создается благоприятная, дружественная среда для работы объединений, не используются эффективные стимулы) и т.д.
Практически все названные выше проблемы и дефекты можно устранить, реализовав программу «Профессиональная адаптация молодых педагогов Альметьевского муниципального района», данную программу будет реализовывать МОО «Объединение молодых педагогов Альметьевского муниципального района» (организовано с 2005 года).
Идеология программы в основу заложена идея о том, что молодой педагог совершенствуется и повышает уровень профессионального мастерства, владеет информационно – коммуникативными технологиями, документация постоянно соответствует требованиям Положения о делепроизводстве в школе. Программа рассчитана на 3 года.
Цель: морально-психологическая и социальная адаптация молодых учителей в школьном коллективе и развить уровень профессионального мастерства
Задачи проекта:
- Совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, профессионально – правовой подготовки и моделированию мотивации достижения успеха;
- Развитие профессиональных способностей;
- Развитие профессиональной компетентности учителей;
- Повышение конечных результатов образования учащихся
- Усиление внимания к молодым учителям со стороны администрации ОУ, профкома, городских методических объединений.
Сроки реализации с 2009-2010 по 2011-2012 уч.г.
Содержание проекта
Программа включает комплекс направления:
· психологическая направленность;
· научно - методическая направленность;
· нормативно-правовое направление;
· инновационная деятельность;
· информатизация образования;
· творческая деятельность, предусматривающие:
Ø эффективное использование инновационных технологий в обучении;
Ø повышение качества образования;
Ø изучение нормативно – правовых актов;
Ø совершенствование практических навыков в психологии.
Реализовываться данные направления будут через различные формы:
· семинары;
· курсы обучения;
· лекции;
· занятия с элементами тренинга;
· конкурсы;
· круглые столы;
· спортивно – оздоровительные мероприятия и другие формы работы.
Еженедельные консультации с начальником Управления образования, председателем профсоюза ОУ по организации и обеспечения жилищно - бытовым вопросам, с юристом Управления образования по правовым вопросам. Данную программу могут пройти учителя до 30 лет.
Общий контроль за ходом исполнения Программы осуществляется МОО «Объединение молодых педагогов Альметьевского муниципального района».